Борьба за остров

На кипрском направлении складывается парадоксальная ситуация: кто-то говорит о спаде спроса и горящих креслах, кто-то — о том, что туры раскупаются на ура и даже ощущается некоторый дефицит перевозки. Операторы, столкнувшиеся с горением, еще недавно были уверены, что к 16 июля число туристов резко увеличится, но теперь рассчитывают на август и сентябрь. В то же время один известный кипрский игрок утверждает, что никакого спада нет, напротив, спрос вырос минимум на 30%.

Туристический рынок Кипра разделился на два лагеря. В одном находятся компании Натали Турс, ICS Travel Group и Зевс Трэвел. Они имеют на чартерах S7 примерно по 300-500 кресел в неделю каждая. Именно этот пул впервые заговорил о проблемах направления и спаде спроса. Сюда же можно отнести компанию Супер Нова, еженедельно ставящую четыре рейса на Боингах-757 ВИМ-Авиа, и оператора Весма, которому даже пришлось отказаться от собственной цепочки на КД-Авиа и пересесть к Супер Нове. Почти все эти операторы утверждают, что на каждый рейс приходится как минимум 10 горящих кресел, а в конце июня количество не проданных вовремя билетов доходило и до 20%.

Второй лагерь представляет Библио-Глобус, консолидирующий рейсы ВИМ-Авиа. Сейчас оператор поднимает пять самолетов в неделю, а в августе к ним прибавится еще один. По словам гендиректора компании Александра Туголукова, у Библио-Глобуса в этом году, напротив, наземки даже чуть больше, чем перевозки. Г-н Туголуков подчеркнул, что иногда кресла приходится добирать — как у конкурентов, так и у собственных блочников. Последние, кстати, тоже горят. Например, специалисты компании Солвекс Трэвел, выкупившей у Библио Глобуса 100 кресел в неделю, говорили, что в конце июня — начале июля лишь две трети этого объема заполнялись без труда.

Слишком много неба

На данный момент проблема горящих кресел остается. Билеты есть в продаже практически до самого вылета, — говорит руководитель кипрского направления компании ICS Алексей Соколов. — Трагедия, происшедшая с самолетом S7, тоже сказывается. Пока отказов не было, но негатив уже чувствуется. По его мнению, такая ситуация на рынке возникла из-за того, что спрос растет медленнее, чем количество перевозки. По словам г-на Соколова, в прошлом году из Москвы на Кипр летало девять еженедельных чартерных рейсов, а теперь — 11, причем S7, выполняющая четыре рейса в неделю, в этом году вместо Ту-154 поставила Ил-86.

Действительно, в этом году стало больше рейсов, июльские продажи закрываются по низким ценам. К сожалению, сейчас на рынок выброшено очень много спецпредложений. Мы тоже уменьшили свои цены, но этот шаг был заранее просчитан, — говорит заместитель гендиректора Натали Турс Татьяна Чувилкина.

О трудностях с продажами в июне-июле упомянули и в Супер Нове. Заместитель генерального директора компании Марина Баринова отметила, что несколько раз они даже ставили самолет другой компоновки — на 20 кресел меньше. Спад спроса продлится примерно до 20-х чисел июля, — предполагает Реваз Мгеладзе, заместитель директора компании Зевс Трэвел. В августе они намерены взять 120 кресел на дополнительном рейсе ВИМ-Авиа, который консолидирует Библио-Глобус. Увеличение перевозки запланировано и в компании Солвекс Трэвел — по словам руководителя ее кипрского отдела Ирины Дениной, с августа они будут иметь примерно на 30 кресел в неделю больше.

Надо отметить, что операторский пыл сдерживает нашествие европейцев, которым киприоты дают определенные преимущества. По словам г-на Мгеладзе, в этом году приходится брать комитменты даже на отели 5*, иначе есть опасность, что все хорошие места будут проданы. Сейчас у операторов примерно 20-50% всех мест в отелях — жесткие блоки.

В регионах ситуация практически идентична московской. Некоторая потеря интереса была заметна и там, правда, с учетом того, что рейсов из регионов ставится значительно меньше — Кипр практически не горел. Напротив, г-жа Чувилкина сообщила, что в этом году у них продажи из регионов увеличились на 147%. Правда, связано это в первую очередь с расширением географии вылетов. В прошлом году, Натали Турс делала кипрские программы только из Екатеринбурга, а в этом году — еще и из Краснодара и Самары. В целом же на настоящий момент чартерные цепочки на Кипр выполняются из Краснодара, Самары, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Воронежа.

Надо отметить, что спад практически никого из операторов не удивил. Они говорят, что в июне спрос всегда идет на убыль. Кроме того, опыт прошлых лет показывает, что высокий сезон на Кипре постепенно сдвигается с июля на август и сентябрь. Поэтому все упомянутые операторы твердо уверены, что в августе пожар потухнет.

Один в поле воин

А вот в компании Библио-Глобус августа не ждут и утверждают, что продажи и сейчас идут ударными темпами. На направлении все великолепно. У нас глубина продаж — неделя на все вылеты, — подчеркнул г-н Туголуков. — У нас очень большие и длинные комитменты, и часть мест даже осталась бы незаполненной, но мы добираем воздух за счет горящих мест конкурентов. А с 3 августа оператор ставит еще один самолет.

Объяснений данному феномену никто из операторов дать не смог. Компании, рассказывающие о спаде спроса, утверждали, что тот, кто говорит, что у него все в порядке, приукрашает действительность. Г-н Туголуков же, напротив, не мог понять, откуда берутся горящие места.

Если проанализировать рынок, то причины подобного положения дел можно увидеть, например, в том, что Библио-Глобус продает практически 80% представленной на российском рынке Айя-Напы, а этот курорт с каждым годом пользуется все большим и большим спросом. Именно здесь расположено наибольшее число качественных и не слишком дорогих отелей 3*. Еще на ситуацию мог повлиять тот фактор, что Библио-Глобус открыл свою чартерную программу почти на месяц раньше остальных, так что у него было и преимущество во времени. Значительный рост перевозки по сравнению с прошлым годом тоже сыграл свою роль. Наиболее правдоподобное объяснение: никакого спада спроса на самом деле и нет, просто операторы не совсем точно рассчитали свои силы. В данном случае интересно еще и то, что горят лишь чартерные кресла. Большинство операторов, работающих с Cyprus Airways, утверждают, что турпакеты, основанные на регулярке, распродаются за 1-2 недели до вылета.

Кстати, почти во всех туркомпаниях были уверены, что в этом году спрос на Кипр вырастет на 30-40%. Но пока об увеличении спроса на 25% говорит лишь Библио-Глобус, у всех остальных объемы выросли примерно на 10%.

: Журнал Туринфо
23 октября 2012